Карл Вильгельм Оскар Цезарь фон Гогенцоллерн-Вюттемберг (грем. Karl Wilhelm Oskahr Kaiser von Hohenzollern-Wuttembergh), известный также как Принц Цезарь (грем. Prinz Kaiser) или Несостоявшийся король (грем. Unspellische konig), в официальных вюттембергских документах- Карл Вильгельм II (грем. Karl Wilhelm II)- представитель дома Гогенцоллерн-Вюттембергов, вюттембергский претендент на престол Греманского королевства, предводитель Восстания 1705 года.

Биография[править | править код]

Ранняя жизнь[править | править код]

Карл Вильгельм родился 22 ноября 1684 года в городе Сен-Тьевр, Ленния, где поселился его отец, претендент на греманский престол Эдуард Фридрих, бежавший в Леннию после поражения вюттембергов в восстании 1680 года. Матерью Карла Вильгельма была Клементина де Сен-Фрежер, внучка герцога гётцендорфбургского Людовика III.

Детство Карла прошло там же, в Сен-Тьевре, этом тихом городке на южном побережье Курвандии. Образование он получил домашнее, стандартного для того времени, педагогом его был знаменитый хорнблауэрский учёный и учитель Лука фон Вайсдорф.

В возрасте 10 лет Карл Вильгельм был отправлен в Грейкхем, где был зачислен в Леннийский лейб-гвардейский полк сразу в звании лейтенанта, однако долго он в нём не сумел-в 1695 году, когда Карлу Вильгельму было всего одиннадцать лет, умер его отец, Эдуард Фридрих, и Карл Вильгельм получил титул вюттембергского претендента на греманский престол и неофициальный титул "короля Гремании Карла Вильгельма II".

Вюттембергский претендент[править | править код]

Официальным регентом при Карле Вильгельме стал Иоганн фон Зальца, граф фон дер Кант, близкий друг его отца, Эдуарда Фридриха. Ему удалось получить от леннийского правительства деньги и начать подготовку к восстанию в Гремании, которое было намечено на 1698 год, однако его пришлось временно отложить по неизвестным причинам.

В 1700 году Карл Вильгельм, которому было уже шестнадцать лет, сместил фон Зальцу и стал управлять вюттембергским движением самостоятельно. Ему удалось набрать множество новых сторонников в Леннии, добиться ежегодной пенсии от леннийского правительства, которую он тратил на подготовку восстания, а также добиться постоянной поддержки вюттембергского движения Леннией.

В 1704 году, за год начала восстания, Карл Вильгельм покинул Леннию и перебрался в Хорнблауэрию, где ему удалось навербовать многотысячную армию сторонников вюттембергов.

Восстание 1705 года[править | править код]

28 мая 1705 года Карл Вильгельм вместе с небольшим отрядом пересёк греманскую границу и захватил городок Велленбюрг, поднял там знамя вюттембергов и объявил о начале восстания. За несколько дней многотысячное войско вюттембергов начало вторжение в Греманию. Претендента поддержали множество дворянских родов Западной Гремании, благодаря чему Карлу удалось развернуть наступление на Мюних, столицу Байернланда, и, по сути, Западной Гремании.

14 сентября, не решившись держать продолжительную осаду, Мюних капитулировал перед армией вюттембергов, а уже 22 сентября Карлу Вильгельму удалось одержать блистательную победу над правительственными войсками генерала фон Крюгера в сражении при Нельдингене.

В начале октября он начал наступать в Рейнланде. 8 октября вюттембергской армии сдался крупный город Бельниц, а 13 октября- Баден-Вюттемберг, столица Вюттембергского герцогства, откуда происходил претендент. Однако дальше он наступать не стал-наступили ранние холода, а советники не рекомендовали ему форсировать Рейн в таких условиях. Кроме того, стало известно, что скоро сюда будет переброшена крупная армия фельдмаршала фон Калленбюрга, принимавшая участие в сражениях Войны за Кавильонское наследство.

Вюттембергская армия начала отступать. В середине ноября уже наступили морозы, а к началу декабря они усилились настолько, что многие солдаты армии Карла Вильгельма погибли от страшного холода.

После того, как 27 ноября врагу был сдан Баден-Вюттемберг, Карл решил, что отступать дальше невозможно. 8 декабря передовой корпус армии Калленбюрга под началом Луиса Фердинанда фон Ределя встретился в бою у деревеньки Притвице с отрядом вюттембергского командира де Тревиля. Итог битвы остался неясен, однако можно считать, что Тревиль одержал верх, так как фон Редель на следующее утро отступил от Притвице.

После этого сражения наступило затишье, продлившееся до февраля 1706 года. 19 числа Карл Вильгельм решил, что необходимо наконец дать генеральное сражение армии Калленбюрга. Армии встретились в бою на поле Штедихфельд, в шестнадцати километрах к востоку от Неймигена. Калленбюрг применил против Карла Вильгельма артиллерию, так что, даже ещё не дойдя до позиций врага, большая часть солдат вюттембергцев была уничтожена.

В итоге войско Карла Вильгельма бежало, а битва была проиграна. Сам претендент вместе с штабом сумел бежать и на два дня скрылся в Неймигене. Де Тревиль, старый леннийский сторонник Карла Вильгельма, отвёл остатки армии к Бельницу, дабы набрать новых сторонников и развернуть новое, весеннее наступление, однако Карл Август решил, что война проиграна, и 21 февраля 1706 года бежал из Неймигена, а 27 февраля пересёк границу Хорнблауэрии.

Жизнь после поражения[править | править код]

В период с 1706 по 1709 год Карл Вильгельм жил в Стормградском королевстве, то есть в Хорнблауэрии. В 1707 году он женился на маркизе Августине фон Штернберг, а в 1709 году у них родился сын Людвиг, ставший следующим претендентом на трон Греманского королевства.

В 1709 году Карл Вильгельм с семьёй перебрался в Империю Ночи, в город Луисенборг, где жил до 1722 года. В этот период он начал вести очень распутную жизнь, начал пить и изменять жене, а в 1711 году у него появилась официальная любовница- греманка Каролина фон Саксен-Альтен, из-за которой он рассорился с женой и развёлся с ней в 1715 году.

От Каролины у него было четыре ребёнка-Шарлотта, Вильгельмина, Клодетта и Йозеф Альберт, будущий принц Брунсвик Иосиф IV. Официально он женился на Каролине в 1718 году. К 1720 году Карл Вильгельм почти перестал использовать титул короля Гремании, сменив его на титул "герцога Брунсвика", а с 1724 года-принца Брунсвикского Карла Вильгельма I.

В 1729 году Карл Вильгельм получил звание полковника Империи Ночи, а в 1731 году, с началом Хаоситской войны, принял участие в нескольких сражениях, в битве при Тарне потерял руку и после того уже никогда не принимал участия в боевых действиях.

В 1734 году Карл Вильгельм объявил о личном отказе от претензий на престол Греманского королевства (не отказавшись, однако, за детей), благодаря чему получил прощение и разрешение на возвращение в Греманию, чем и воспользовался, поселившись в 1736 году в Брунсвике. В 1737 году он отрёкся от титула принца Брунсвика в пользу сына, Людвига.

Последние годы жизни Карла Вильгельма прошли в замке Зуд-Брунсвик, совсем неподалёку от столицы княжества. В 1742 году умерла Каролина, от чего он ушёл в запой. Это окончательно подорвало его здоровьё, и в 1744 году у него произошёл инсульт, от которого он оказался наполовину парализован. В 1746 году Карл тяжело заболел, а к концу 1747 года слёг в постель и уже никогда с неё не вставал. В последние дни болезнь резко обострилась, и 7 декабря 1748 года он был предсмертно причащён. Утром 8 декабря Карл Вильгельм скончался.