ФЭНДОМ

Это незавершенная статья
Она содержит неполную информацию
Вы можете помочь Ролевые /шв/ вики, дополнив её.
Леннийский язык
Информация о языке
Название Леннийский язык
Страны Lenniaaa Ленния

Флаг вхр Вторая Хорнблауэрская Республика

Общее число говорящих 91 миллион
Официальный статус Lenniaaa Ленния

Состояние Безопасный
Классфикация
Письменность Латиница, Леннийский Алфавит
Категория Языки Аркиса
Северо-Аркисовская семья
Римская ветвь
Курвандская группа
Леннийская подгруппа

Леннийский язык (самоназвание — Eulogue l'Légnieis [ə'lokh ɛlj-lɛ'ɲ:e:] или просто Lègnieis [lɛ'ɲ:e:]) — язык Северной ветви аркисовской семьи. В историческом плане является сложным диалектным континуумом смешавшихся между собой языков северных народов и родственными им языков более поздних пришельцев с окрестностей Оренгхайма и Истриха, в сумме ставших основой формирования для леннийского этноса.

Классификация Править

  • Категория: языки Аркиса
  • Аркисовская семья
  • Северная ветвь
  • Курвандская группа
  • Леннийская подгруппа

Леннийский язык является характерным языком северной ветви со всеми присущими ей чертами. Несмотря на это, леннийский во многом сохраняет единство вместе с языками западной ветви; во многом из-за относительно небольшого времени, прошедшего с разделения прааркисовских языков.

Родственниками языка являются малочисленный современный гурвальский язык, который распространен на самом севере Курвандии, а так же языки Западной ветви вроде вальфельского или косаранского. Несмотря на ощутимую разницу между языками разных ветвей, между ними частично сохраняется относительно высокий процент сходства в лексике и морфологии.

История Править

Леннийский язык относится к аркисовской семье и происходит, как и родственные ему языки, от прааркисовского. Однако леннийский под воздействием более ранних северных языков аркисовской группы (гурвальский, гримский, римминский) ушел куда дальше от других глосс сформировавшихся на основе прааркисовского языка (например, вальфельского) в области морфологии, синтаксиса и в особенности фонетики. Во многом на формирование леннийского языка повлияла колониальная политика ВИС, которая способствовала ассимилиции северных народов и перениманию из их языков множество черт, например, определенные и неопределенные артикли, проклитику, кардинально отличающиеся фонетические элементы, свойственные только северной ветви, вроде носовых согласных и грассирования. Чем дальше к северу, тем сильнее влияние мутации фонетики, однако оно в целом очень свойственно и для южных диалектов (истрихского, например).

Формирование языка связано напрямую с формированием леннийского этноса. Как известно, оно происходило в три этапа, в два из которых происходили с долгой паузой в триста лет миграции племенных союзов прааркисовцев на северо-западные земли Аркиса и Курвандский архипелаг, а в третий долгий процесс объединения их в единую народность. Первый исход прааркисовцев не поддается сомнению — он произошел в районе VII-VIII века, среди которых уже в этот момент выделились наиболее крупные племена, в итоге ставшие целыми народами: карфадоны (праарк. karfader — северный), лавандийцы (допустимо так же лебедийцы, левендийцы), гримы (праарк. grimmer — жестокий), гурвалы (праарк. gurvaler — «выбирающие», вероятно в значении «свободные») и андвары (праарк. andvarr — ветер). Сейчас наиболее популярна теория о наличии некоторого кроликлэндского субстрата, который участвовал в формировании народностей еще в первых поколениях, но не ассимилировался полностью до полного завоевания Курвандского архипелага Великой империей Смешей. Примерно в это время начинается формирование первых языков северной ветви и их отхождение от прааркисовского, уже тогда под влиянием этого субстрата начинает сокращаться количество сочетаний согласных, а так же знаковые переходы [k] в [q] и [r] в [ʁ], которые считаются многими лингвистами стартовой точкой в формировании языков, которые станут основой для леннийского.

Примерно в XII веке под давлением мощных армий ВИС, миграцию на север совершает народность легнийцев (вероятно от праарк. legnier — дуб, большое дерево) Этот народ, который был близок предкам современных оренгхеймцев и истрихцев, не участвовал в миграциях прааркисовцев на север и юг пару столетий назад, в большой степени сохранив многие черты своих предков. Миграция происходила очень быстро, и в итоге легнийцы добрались до севера и Курвандских островов. Несмотря на то, что ВИС все равно в итоге добралась до Курвандских островов к 1197 году, политика перераспределения народностей и выселение остатков кроликлэндского субстрата на континентальный Аркис спустя долгое время привело к дальнейшему формированию единого языка. Примерно в этот момент лингвисты наблюдают переход сочетания согласных [gn] в [ɲ], что так же начинало обосабливать северную ветвь от первоначального прааркисовского языка. В письменных источниках территория за пределами Зардинии на границе с Лавандийским королевством на юге впервые помечается как Легнерия (или Legneria — земля легнийцев) — современные лингвисты считают это название предшествующим Леннии.

В XIII веке устанавливается на юге Курвандских островов и севере Аркиса до Зардинии устраивается правительство ВИС и начинает действовать так называемое смешариковское право. Именно положение людей под этим правом и повлияло на формирование единого леннийского языка и леннийской народности — начинается курс сближения народов, говорящих на северной языковой ветви аркисовских языков. Примерно в этот момент легнийцы расселяются под действием нового свода законов: некоторая часть переплывает через Леннийское море и основывается в окрестностях Гетцендорфбурга в составе Гурвальского комитата, а другая присоединяется к Лавандийскому королевству в составе ВИС. Свободное переселение многих народов стало основой ведения смешами политики в этом регионе. Примерно в этот момент теряются последние упоминания о некоторых малых языках северной ветви (например, лавандийский и гримский) как об отдельных языковых единицах: происходит формирование северного диалектного континуума, основанного на гибридном лавандийско-малресско-легнийском языке; влияние каждого из которых варьируется в зависимости от географии региона (сильное влияние лавандийского на континентальном Аркисе, сильное влияние легнийского на юге Курвандского архипелага). Вплоть до окончания разрушительных для завоевательной политики ВИС войн с Карфодонско-Гурвальским королевством в 1471 году, Курвандский архипелаг не был полностью под действием смешариковского права, что сильно усложнило процесс развития староленнийского языка в пределах северной части обоих крупнейших островов и повлияло на появление так называемого старогурвальского языка — архаичной языковой формы, закрепляющей стандарты языков северной ветви времен до появления ВИС в данном регионе. Ослабленное войнами с горцами из севера Курвандии, северное колониальное правительство ВИС в самом начале XVI века должно было признать архипелаг и северные королевства Аркиса своими зависимыми полусвободными федератами — многие лингвисты считают этот момент отправной точкой для развития новоленнийского языка.

Ученые предполагают, что примерно в конце XV века заканчивается процесс ассимиляции кроликлэндского субстрата в лице народа малрессов. Но несмотря на это, их язык при этом продолжает жить в этих землях — до сих пор в современном леннийском языке примерно 15 процентов лексики не имеет аркисовского происхождения, при этом часть из этих слов находит совпадения в швамбранском, корийском и других языках северо-востока Кроликлэнда. Остатки народности в итоге покинули Курвандские острова и приняли подданство Лавандийского королевства.

С XIV века начинает устанавливаться островная литературная традиция, одними из важнейших документов сейчас являются «Droils Re-La Quiquris» (переложение на староленнийский язык «Смешариковского права» от смешевского философа Кеприка) и «Aersairie Re-La Arceasse» (перевод легендарного эпоса прааркисовцев «Земная повесть» на диалекты северной ветви). Примерно в этот момент времени устанавливается единая грамматическая норма для северной ветви, которую современная леннийская грамматика и правописания продолжают. Официальная история литературного леннийского языка начинается с момента выхода государства из ВИС и началом существования независимой Леннии. На основе старой литературной традиции еще до конца существования администрации ВИС в пределах севера Аркиса и появления Леннии оформляются первые черты единого «гетцендорфбурского» языка, ареал которого простирается от крайних границ с Карфадонией-Гурвалией до Истрихского герцогства. Так называемый «гетцендорфбурский» язык, наследник староленнийских диалектов, стал первым официальным языком усвоенным всем севером Аркиса кроме Бактии и окрестностей Зардинии. Что касается севера Курвандии, то в Карфадонско-Гурвальском королевстве гетцендорфбургский язык частично сохранял взаимопонимание со старогурвальским, но в общей сложности оба языка так и не были объединены, оставшись вплоть до современности различными. С прерыванием горской линии династии Алькод-Ди-Татьян в Карфадоно-Гурвалии и основанием Леннии, весь архипелаг был объединен республикой, а гетцендорфбурский язык оказал влияние на развитие современного гурвальского языка.

Особенности Править

  • Леннийский, в отличии от других языков аркисовской семьи, является плюрицентрическим языком. Это означает, что в нём существует диалектное дробление. Самыми распространёнными диалектами являются грейкхемский, являющийся основой для литературного леннийского языка, и папенштадтский, являющийся литературной нормой в Гетманвальде. Взаимопонимание между диалектами сохраняется. Однако раннее имеелась (и, вероятно, имеется сейчас) вероятность, что сельский житель Истриха (граница крайнего юга леннийского расселения) вряд ли сможет понимать мгновенно речь сельских жителей Карфадонии (область крайнего севера Курвандских островов) в силу архаичности некоторых диалектов. Грейкхемский языковой комитет при работе над современной литературной нормой помог устранить множество казусов разных диалектов, связанных с неопределенностью фонетических и морфологических элементов.
  • Большое родство с вальфельским и косаранским языками — следствие лингвистической близости языков.
  • Развитая фонетическая система с многообразием гласных и согласных звуков, а также дифтонгов. Она до сих пор является большой загадкой для лингвистов — в прааркисовском языке практически не было предпосылок для формирования многих подобных фонетических мутаций. Многие лингвисты предполагают о существовании в краях Курвандских островов до миграций прааркисовцев на север некоего древнего «посткроликлэндского субстрата», который во время ассимиляции оказал огромное влияние на формирование Северной ветви. Теория не лишена смысла: в некоторых древних кроликлэндских языках встречаются подобные явления.

Алфавит Править

Все буквы с диакритическими знаками не считаются самостоятельными знаками алфавита, только вариациями своих графем.

БукваНаименованиеМФАрусская

практическая транскрипция

А аɑ[a]а
B bbe[b]б
C cce[k]к
D dde[d]д
E eœ[œ]ё без «й»
F fef[f]ф
G gʒe[ʒ]ж
H hhi[h]см. примечание
I ii[i]и
L lel[l]л
M mem[m]м
N nen[n]н
O oo[o]о
P ppe[p]п
Q qqy[q]горловое к
R rʁɛ[ʁ]грассирующее р
S s[s]с
T tte[t]т
U uy[y]ю без «й»
V vve[v]v
X xɛks[ks]кс
Y yigʁɛk[j/i]й, и
Z zzɛd[z]з

Примечание: Буква «h» не читается никогда, выполняя роль разделителя в словах. Например, наречие «сегодня», audre'hoix, читается только как [odʁœ̃'wa], никак иначе.

Леннийские буквы с диакритикой
Aa Cc Ee Ii Oo Uu Yy Ss Tt
Éé
Ââ Êê Îî Ôô Ûû
Àà Èè Òò Ùù
Ëë Ïï Üü Ÿÿ
Çç

Лингвистическая характеристика Править

Фонетика Править

Гласные Править

Леннийский язык отличается от других языков эрзарской группы сложным вокализмом. Различие гласных по долготе, свойственное большинству родственных идиом, известное как «длинниум», получило свое развитие в сложной системе носовых гласных. С развитием языка назализации подверглись также и дифтонги, что привело к их монофтонгизации. Изменения в артикуляции привели к снижению роли длительности гласных звуков в различении смысла омонимов, начав процесс постепенной трансформации в противопоставление пар гласных по открытости и закрытости вроде [ɛ] — [e]. На письме открытость/закрытость гласных обозначается дополнительными диакритическими значками (грависом для открытых, циркумфлексом для закрытых), преимущественно в омонимах.

Абсолютно все праэрзарские дифтонги вроде подверглись монофтонгизации ([au] > [o], [ei] > [e], [ai] > [a], [eu] > [ʉ]), часто с сопровождающей их назализацией ([oe] > [œ̃]). Наиболее заметное и характерное для леннийской фонетики превращение в единый огубленный гласный звук [wa] дифтонга [oi] используется для географического ранжирования диалектов языка — чем севернее, тем чаще встречается подобное явление.

Характерна редукция безударных гласных с явным сокращением их длительности. Очень распространено и стандартизировано их усечение на конце слов и элизия.

Интересные факты Править

  • Коммунизм с леннийского языка переводится как commeuna — жалость.