Greenbook — югославская социальная сеть со штаб-квартирой в Малиннике. Была основана 1 мая 2004 года Дмитрием Наумовым при поддержке югославского государства и специалистов из Северной Республики в составе Конфедерации как единая платформа для голосования и обсуждения общественных инициатив с элементами социальной сети в рамках реализации прямой электронной демократии и идеалов Зелёной революции.

Непосредственно в ролевых не упоминалась, как и сама тема социальных сетей, однако это не мешает раскрытию особенностей мирной жизни даже после закрытия /ршв/.

История[править | править код]

Greenbook дословно переводится как «Зелёная книга» — одноимённый научно-теоретический труд Дмитрия Наумова, написанный в 1994-1999 годах, где отражена система идей народного самоуправления. Прямая электронная демократия в новом обществе Наумова должна была играть ключевую роль.

После прихода Наумова к власти в 2000 году «зелёные» столкнулись с рядом проблем, препятствующих осуществлению их идей на практике. Среди них были как слабое на тот момент проникновение Интернета в жизнь людей, так и банальное отсутствие персонального компьютера у многих домохозяйств. Созданная после роспуска парламента система народных советов задумывалась как временная мера, переходный период, предшествующий подлинной прямой демократии, которая должна быть полностью электронной.

До 2004 года электронные голосования проходили на множестве разных сайтов, созданных по территориальному принципу. Соответственно, посещать их и голосовать там могли только жители определённой местности. Однако децентрализация создавала немало проблем — народные советы часто отказывались признавать итоги таких голосований, проведённых «непонятно где и непонятно кем», и призывали к созданию единой государственной платформы для голосований.

К её созданию наумовское руководство приступило в 2003 году и привлекло огромные государственные средства и технических специалистов из Северной Республики — передовой в области информационных технологий страны-участницы Конфедерации. Первоначально хотели сделать просто сайт для голосований, однако Дмитрий Наумов настоял на необходимости «элемента общения и досуга». Таким образом, было решено создать специфическую социальную сеть с уклоном в электронные голосования и обсуждения общественных инициатив, а концепция Greenbook стала живой реализацией идей «Зелёной книги».

В открытой 1 мая 2004 социальной сети Greenbook можно было зарегистрироваться только по паспорту лицам достигшим 18 лет, чтобы предотвратить создание фейковых аккаунтов, с помощью которых можно было бы подделать голосование. Стремясь привлечь пользователей, за регистрацию в Greenbook стали выдавать подарки — от новейших компьютеров и телефонов до путёвки на лучшие отечественные курорты. Огромный приток пользователей в первые дни с момента запуска Greenbook привёл к перегрузке серверов. Неполадки были устранены, но проблема неоднократно появлялась в течение всего 2004 года.

В целом старт югославской социальной сети национального уровня признали состоявшимся. Greenbook стал хорошей площадкой как для дискуссий, так и для приятного времяпровождения в компании друзей. Запланированный как соцсеть от югославов для югославов Greenbook изначально был доступен только на языках коренных народов Конфедерации — югославском, гоблинском, северянском, каркадийском, алине-беанском и других. Генеральным директором Гринбука в 2004-2005 годы был Дмитрий Наумов. Под его руководством соцсеть привлекла первые миллионы пользователей, в тестовом режиме были проведены электронные голосования на единой платформе. Из-за проблем с серверами и не достигшего большого охвата аудитории голосования так и не были осуществлены на общенациональном уровне, однако проблема децентрализации на местных уровнях была вполне успешно решена.

В 2005 году Дмитрий Наумов покидает пост президента Конфедерации, одновременно он оставляет и пост гендиректора Гринбука. В этом же году в Северной Республике происходит революция, и страна покидает Конфедерацию, что приводит к оттоку кадров, причастных к созданию Гринбука, и кризису соцсети вплоть до конца года. На смену Наумову приходит Николай Павлов, который в течение следующего года полностью решает все технические, кадровые и организационные проблемы и переносит штаб-квартиру из Грехейсона в Малинник.

В первые годы Павлова число пользователей Гринбука росло рекордными темпами — регистрация в соцсети была обязательной для тех, кто хотел принимать активное участие в политической жизни страны, обсуждении общественных вопросов и голосованиях. В 2007 году в сферу влияния Югославии попадает провозгласившая независимость Либерия, и Greenbook становится проводником этого влияния и средством реализации прямой электронной демократии и её распространения на территории новой страны. В 2008 году Greenbook стал доступен на некоторых местных либерийских языках. Таким образом, соцсеть вышла за пределы традиционно югославского ареала.

До 2009 года Greenbook был соцсетью с самым большим и быстро растущим числом пользователей, пока не начал проигрывать в конкуренции с другими отечественными и зарубежными социальными сетями, которые в отличие от Гринбука обладали рядом преимуществ — аполитичность, открытость, простая и свободная регистрация, присутствие несовершеннолетней аудитории. В 2011 году Greenbook впал в стагнацию. Несмотря на это, число пользователей продолжало расти за счёт новых «сознательных граждан», а старые никуда не уходили.

4 декабря 2011 года на Гринбуке происходит глобальное обновление — отменяется регистрация по паспорту, отменяется ограничение по возрасту, соцсеть становится доступной на большинстве языков мира и формально больше не ограничивается Югославией и Либерией. Greenbook отказался от реализации прямой демократии в национальных масштабах, но расширил возможности для создания петиций, голосований и обсуждений на низовом уровне. Декабрьское обновление оживило Greenbook, существенно расширило поле для коммерции и нового контента и позволило сохранить за сетью статус крупнейшей в Югославии, однако безусловное лидерство в мире соцсетей так и не вернулось. Со стороны консервативно настроенных пользователей обновление встретило сопротивление. По их мнению, оно похоронило старый-добрый Гринбук и открыло дорогу «неадекватным школьникам».

В последующие годы Greenbook стал «загнивать» и превратился в площадку для навязчивой рекламы умирающих идей Зелёной революции в рекомендациях, ленте новостей и музыке. Несмотря на их дискредитацию, они провозглашались как «единственно правильные и прогрессивные». Всерьёз рассматривался экспорт идей Зелёной революции за рубеж, хотя даже там к ним уже не относились серьёзно.

Однако перечисленные процессы не были уникальными для Гринбука. В Югославии сложилась практика «карманных соцсетей», созданных по заказу влиятельных политиков и одновременно бизнесменов типа Олега Ляшко для рекламы своих идей и продуктов в разной степени навязчивости. Образованная ведущими политическими кланами олигополия препятствовала развитию независимых проектов, в её рамках велась борьба за передел потенциального электората.

В 2012 году Greenbook поддержал легализацию проституции и марихуаны, а в 2013 продвигал наумовскую партию «Самокритика». Однако события тех лет не шли ни в какое сравнение со скандалом 2015 года, когда на Гринбуке стали активно пиарить кандидатов от самокритики — Маджоту Агогоджу, Франца де Митри и Николая Павлова, который на тот момент всё ещё был гендиректором Гринбука. В ответ недовольные политикой компании, преимущественно сторонники Олега Ляшко, создали обличающий продажную соцсеть паблик с пародийным логотипом «Gavno». Паблик был заблокирован, после чего сторонники Ляшко призвали людей отключить аккаунты в Гринбуке и объявить бойкот «левацкой помойке».

И без того жаркая предвыборная гонка накалилась ещё больше, усилилась поляризация электората двух основных противоборствующих сил. Скандалы с политикой Гринбука отразились на репутации её гендиректора, который набрал на президентских выборах намного меньше, чем мог. Сложное для соцсети время наступило после Синей революции и прихода Владислава Ляшко к власти. Потенциальная угроза внесения Гринбука в список запрещённых сайтов заставила Николая Павлова свернуть «зелёную пропаганду», ограничившись критикой диктатуры Ляшко. Президент также потребовал от руководства компании извиниться перед своими пользователями в лице сторонников семьи Ляшко, а самому Павлову уйти с честью, пока не поздно. Требование было проигнорировано, однако и Владислав Ляшко не спешил предпринимать активные меры.

Противостояние президента-диктатора и гендиректора Гринбука продолжалось до 2016 года. После победы демократического движения Greenbook полностью отказался от политики, проводимой в 2012-2015 годах. Чтобы восстановить репутацию компании, Николай Павлов, следуя наумовскому стилю, покидает пост генерального директора. Ему на смену приходит политически нейтральный алине-беанец Арджан Добрыый.